ИСКУССТВО ЗАПАХОВ НАОБОРОТ

ИСКУССТВО ЗАПАХОВ НАОБОРОТ

Жорис-Карл Гюисманс в своем романе «Наоборот», написанном в 1884 г., посвятил отдельную главу искусству парфюмерии, которое было популярно во второй половине 19 века среди эстетов денди. Об этом можно подробно почитать в работе О.Ванштейн «Историческая ароматика» в сборнике «Ароматы и запахи в культуре». Именно с указанного сборника у меня возник интерес к роману Гюйсманса.

Я напишу эту публикацию от первого лица, потому как сегодня после успешного составления нового аромата мне стало интересно еще раз вернуться к роману и взглянуть с нынешней точки зрения на то, как работал парфюмер 130 лет назад. Я знаю, что для того, чтобы понять историю и творения художников прошлого, необходимо вообразить себя их современниками, но сейчас мне больше интересны изменения. Возможно, отдельным исследованием я постараюсь понять, как бы я решала сегодняшние задачи парфюмерии, будучи современником дез Эссента – главного героя романа «Наоборот». Но пока, наслаждаясь со стеклянной палочки следами нового парфюма, я перейду к роману и приглашаю вас с собой.

Глава начинается с описания галлюцинаций обоняния дез Эссента «В комнате запахло франгипаном - итальянскими духами.» Считается, что цветок франжипани получил свое название по фамилии итальянского маркиза Франжипанни, который изобрел способ ароматизации перчаток с помощью этого цветка. После прочтения романа я приобрела в свою коллекцию компоненты, из которых можно составлять свой франжипани. Удивительно, что мягкий, нежный, сладковатый аромат этого цвета, буквально чуть не свел с ума дез Эссента.

Для того, чтобы избавиться от «иллюзии обоняния» дез Эссент «решил подышать настоящими ароматами, надеясь, что такая гомеопатическая мера излечит его или, по крайней мере, избавит от назойливого франгипана».

«Дез Эссент уже долгие годы целенаправленно занимался наукой запахов. Обоняние, как ему казалось, могло приносить ничуть не меньшее наслаждение, чем слух и зрение, – все эти чувства, в зависимости от образованности и способностей человека, были способны рождать новые впечатления, умножать их, комбинировать между собой и слагать в то целое, которое, как правило, именуют произведением искусства.» Читая эти строки, я задумалась, действительно ли я назвала бы парфюмерию искусством? И, думаю, что да и нет. С одной стороны я полностью согласна с дез Эссентом, с другой – насколько верно называть искусством сотворчество с живыми душами веществ?

Я нахожу ответ на свой вопрос в романе: «в парфюмерном искусстве творец как бы завершает создание исходно данного природой запаха, который берется за основу, а затем обрабатывается и доводится до совершенства на манер того, как гранится драгоценный камень». Все верно, и сейчас это актуально как, наверно, никогда. Чем чище запах, чем сложней его огранка, чем больше оголено его сердце, тем более драгоценной получается композиция при условии, что у парфюмера с душистостями есть общий язык.

Так интересно. У меня с романом диалог:

«Постепенно тайны этой мало ценимой разновидности искусства открывались дез Эссенту. И теперь он понимал язык парфюмерии, столь же богатый и выразительный, как и язык литературы, но вместе с тем еще более лаконичный, хотя при первом ощущении расплывчатый и неясный.

Но чтобы постигнуть этот язык, ему пришлось прежде поломать голову над его грамматикой, разобраться в синтаксисе ароматов, а также вызубрить правила, которым они подвластны».

В романе также приводится небольшой экскурс в историю парфюмерии, его я оставлю, чтобы вы могли самостоятельно им насладиться.

А потом Гюисманс описывает творческий процесс. Дез Эссент вначале несколько помучался с поиском идей для нового аромата. Как и тогда, сейчас любой аромат так же требует идею. Пробуя продвигаться наугад, дез Эссент «сделал несколько произвольных сочетаний и, наконец, нашел нужную комбинацию, добавив к апельсину туберозу, розу и каплю ванили». Эта фраза показывает, что, не имея идеи, можно бесконечно создавать комбинации в надежде, что одна из них понравится. Но на самом деле, если идея не придет, то комбинация так никогда и не будет соответствовать пожеланиям в виду их же отсутствия. Точнее комбинация так и останется всего лишь комбинацией.

На самом деле, если обратить внимание, то у дез Эссента была идея – «заглушить все еще слышавшийся в комнате лукавый шепоток франгипана». Но удивительно, что он, как опытный парфюмер, выбрал не тот метод достижения цели. Он стал придумывать различные комбинации запахов, чтобы именно заглушить, перебить запах франжипани. Хотя каждый парфюмер знает, что из существующей композиции нельзя удалить ошибочную ноту.

Для того, чтобы избавиться от галлюцинации дез Эссенту стоило бы начать собирать ароматическую композицию, основанную именно на запахе франжипани. Я уверена, что поступи он так, он бы не только избавился от иллюзии, но ему пришлось бы еще и добавлять ноту франжипани в создаваемый аромат, чтобы действительно его услышать.

Но за то, мы можем насладиться образами прогулок по 18-му веку, по деревенским пейзажам, по улицам среди заводов и фабрик и по различным временам года, которые рождаются в романе, благодаря ароматам, а также подглядеть за тем, как создавали парфюмерные композиции 130 лет назад.

Все цитаты в тексте из романа Ж.К.Гюисманса «Наоборот».

Автор: Ирина Ваганова.